Жилище моды
Магазин, торгующий одеждой или обувью, больше других "привязан" к нюансам дизайна. Конечно, и супермаркет, и даже дискаунтер должны выглядеть эстетично, но ближе всех к архитектурной моде именно конфекционный магазин.
КТО магазину моду задает?
Культовым событием для дизайнеров, работающих в сфере непищевой торговли, является ярмарка EuroShop, ежегодно проходящая в Дюссельдорфе. С ярмарки приходят в Россию новые веяния.
В этом году на дюссельдорфском смотре господствовал минимализм. Европейцы сейчас стараются решить проблему торгового оборудования архитектурными методами - используя капитальные конструкции, тектонику помещения и минимум установочных элементов.
Самый популярный сегмент многих салонов - ниша. Капитальная, точнее, полукапитальная, ибо сформирована она, как правило, из гипсокартона. Интерьер концептуальных магазинов нередко представляет собой ряд ниш, в каждой из которых поштучно размещены изящно подсвеченные товарные образцы.
Популярно световое зонирование - явное разделение торгового пространства на две зоны - темную и светлую. Конечно, понятие "темная зона" сугубо условное - это вовсе не значит, что оказавшись там, вы будете блуждать, набивая шишки о стеллажи и вешала. Темная зона - это пространство со сравнительно скромным освещением и колористикой. Там размещена основная масса товара. В светлой половине размещаются наиболее актуальные, эксклюзивные вещи. Подсветка настраивается с максимальным учетом солнечного спектра.
Соотношение товара всегда очень индивидуально. Все зависит от категории магазина. Если магазин рассчитан на покупателей со средними доходами, его создатели стараются основную долю пространства отдать товарам, представив их как можно больше. Этот принцип действует везде - ив Европе, и в США, и в России. Разумеется, максимальной нагрузки на торговую площадь допускать нельзя. В противном случае городской магазин будет напоминать деревянный store в захолустном американском городишке времен Золотой Лихорадки - этакий сарай, где разномастные товары теснят друг друга как твари в Ноевом ковчеге.
Элитный бутик устроен по другому принципу: основная площадь не занята оборудованием и товарными выкладками, а отведена под зону отдыха и выполняет имиджевую функцию. Эта зона рассчитана именно на мужчин - на так называемых "скучающих спутников". Женщина - экономическая опора модной индустрии и основной адресат дизайнерских изысков - переживает более глубокое погружение в пространство и эстетический дух салона. Мужчина же локализован в имиджевой зоне с мягкими креслами, журнальным столиком и мини-баром. Да, мини-бар с бесплатными (точнее, включенными в цену покупки) напитками - примета многих элитных салонов. На Западе бутик - один из самых дорогих магазинных форматов по вложению начального капитала.
Бюджетная категория оборудования.
На местном рынке именно это оборудование преобладает - эконом-панели, универсальные вешала, системы "джокер", "уно" и "тритикс". Интересен статус последних систем: в периферийных городах Сибирского федерального округа преобладающая часть магазинов оборудована настенными креплениями, эконом-панелями, простейшими настенными решетками и турниками, а "джокер" или "тритикс" там квалифицируются как элитные системы. В Новосибирске же трубчатые store fixtures ("уно", "джокер", "тритикс") и пак-панели применяются гораздо активнее, шире и атрибутируются как оборудование бюджетной категории. Этими системами ныне снабжены, в том числе и так называемые "ярмарки" - специфически российские пространства с мелким модульным членением, возникшие как некая промежуточная ступень между вещевым рынком и торговым центром общемирового образца. Первое поколение оборудования таких ярмарок являло собой максимальную абсолютизацию понятия "экономия": турецкие стеллажи из простейших, окрашенных полимерной эмалью решеток, настенные вешала, крепимые гвоздями и шурупами прямо к стенам, и довольно наивные конструкции из алюминиевого профиля.
Пришествие европейских store fixtures оттеснило все это на периферию, на основе "джокера" и ему подобных систем сформировался престижный эконом-класс. Символично, что после перехода на новые store fixtures, многие ярмарки отказались от такого "сельского" самоназвания, предпочтя ему более нейтральное - "торговый центр".
В западных магазинах системы типа "джокер" и "тритикс" присутствуют довольно давно, но популярности не теряют. В европейских магазинах среднего уровня и даже во многих салонах, близких к формату бутика, активно используются эконом-панели и пак-панепи.
В общем, в приверженности к store fixtures Новосибирск не так уж и отстает от западных городов и уж точно опережает соседей по региону. Популярности того же "тритикса" способствует и то обстоятельство, что производство сей системы освоено группой компаний "ЗТО" непосредственно в Новосибирске. До того на рынке безальтернативно присутствовали более дорогие импортные системы от миланской Arthema Group и других итальянских производителей.
Вешала на статичных крестовинах или роликовых опорах применяются в магазинах любой концепции - и в бутиках, и в мультибрэндовых магазинах для среднего класса, и в непритязательных модулях промтоварных ярмарок. Внешне эти сугубо утилитарные конструкции кажутся одинаковыми, но уровень исполнения и цена в этой группе столь же вариативны. На нижней ступеньке эконом-класса находятся китайские вешала. В Новосибирске они представлены минимально и уже не очень востребованы - качество и стойкость их покрытия не дотягивают до общих норм. Выше уровень турецких изделий. Люкс - итальянские вешала. А на границе категорий, между турецкой и итальянской продукцией находятся вешала из Южной Кореи. Корейские модели, несмотря на свою утилитарную роль, весьма импозантны - покрытие под золото, опоры и брусья декорированы имитацией дорогой древесины.
Расхожий прокол дизайнеров, пробующих себя в магазиностроении, - их "слепота" в отношении торгового оборудования. Нередко случается, что дизайнер создает красивый, но отвлеченный от функционального контекста интерьер. А дальше начинается странное: то пространство, что в пустом виде казалось элегантным интерьером, при заполнении его товаром и оборудованием превращается то ли в склад, то ли в помпезный чулан.
К сожалению, на нашем рынке пока еще не появились готовые трехмерные каталоги торгового оборудования, которые можно было бы интегрировать в компьютерные программы автоматизированного проектирования вроде "Авто-Кад". Пока дизайнеры обходятся собственными силами - сами прорисовывают элементы оборудования, создают трехмерные библиотеки соответствующей тематики и при наличии хороших коллегиальных отношений обмениваются ими. Неплохо было бы, если бы производители торгового оборудования кроме бумажных каталогов своей продукции выпускали бы и дистрибутивы "автокадовского" формата. Ну, а пока самим рисовать приходится. Хлопотно, конечно. Но что бывает из-за не прорисованного оборудования, вы уже знаете.
Нередко рождению красивого, безупречного магазина мешает и взаимная нестыковка культурного кода дизайнера и заказчика. Показателен случай в одном немаленьком городе европейской России. Некий предприниматель, задумав открыть магазин испанской кожаной одежды и обуви, велел дизайнеру "сделать круто". Дизайнер, девушка романтичная и начитанная, добросовестно воспроизвела свои испанские аллюзии: интерьер салона изображал золотистую от солнца площадь: на полу - брусчатка, в нарисованных арках - лазурное море. Вешала, стеллажи и столы были выкованы вручную и состарены искусственной патиной, а манекены, недешево сделанные в Турции по заказу дизайнера, имитировали глиняные изваяния мадонн. Наступил день сдачи проекта. Хмурый хозяин побродил по солнечной приморской площади, поглядел на покрытые патиной стеллажи и изрек: "Это чо за старье? Ржавые какие-то...". Потом переключился на созерцание "мадонн": "А чо бабы-то все потрескались?". "Это кракелюр, стилизация, - пришибленно пролепетала барышня-дизайнер, - барокко, культурный контекст, аллюзии...".
"Ты, типа, кончай умничать, - отрезал заказчик, - завтра все чтоб новое было! А то все будут гнать, что у меня, типа, магазин с помойки". Наутро начитанная девушка закрасила бронзовкой патину, опылила манекены розовым акриловым аэрозолем, нарисовала им губки-глазки. А в потрескавшиеся винные кувшины натыкала пластмассовых букетов. Клиент был счастлив.
Раз уж зашла речь о стилизации и ретроформах, стоит признать их эффективность. Впрочем, популярность цитатного оборудования локальна: обстановка магазинов джинсовой одежды апеллирует к теме ковбойского салуна на Диком Западе; салоны дамского белья часто стилизуются под будуары XIX века; салоны английской мужской одежды имитируют викторианские клубы для джентльменов, а магазины молодежного "прикида" насыщаются намеками на стиль "кибер-панк": торговая мебель в духе далекого (но не очень светлого) будущего, балки и рельсы в роли store fixture, цинковые мусорные баки в роли товарных корзин.
Очередной кунштюк появился опять же в сфере молодежного трикотажа: японская фирма Nanasai недавно вывела на рынок комплект торгового оборудования в стиле low tech (антоним уже привычного хай-тека). Основой лоу-тековской обстановки от Nanasai стали деревянные дощатые ящики во всех вариантах подачи - на пристенных рамах и стойках "елочка", на роликах и струнах, ящики целые и расчетливо исполненные обломки. Почти такие же ящики, каковые в советские времена можно было в изобилии встретить на задворках любого магазина "Овощи-Фрукты". "Нанасаевские" ящики даже кажутся такими же корявыми и нестругаными, как и их советские собратья. Но вид их обманчив - псевдотара надежна и не грозит занозами. Задача "тарной" серии - создать фон, подчеркивающий яркость, нежность и комфортность трикотажной одежды. И, конечно, удивить покупателя. Японцы вообще очень любят удивлять потенциальных покупателей всеми не запрещенными законом способами.
И все же главной идеологемой на рынке конфекционного оборудования является вовсе не яркость формы, а скорее... отсутствие таковой. Зрительное отсутствие. Оборудование мэйн-стримовых салонов не то, что царить в интерьере "не хочет", оно словно "не хочет" даже быть простым фоном одежды или обуви. Оно вообще стремится растаять в воздухе. И, что любопытно, это почти получается. Конструктивные системы стали более легкими и геометричными за счет обилия простых линий, стекла, поликарбоната и перфорированных панелей. Транспарентный стиль стал событием года. Arthema Group в этом году выводит на рынок свой новый конструктив Prima System. В отличие от систем Joker и Scala, основанных на круглых трубах, базовым элементом "Примы" является труба квадратного сечения и струнные крепления. По цене "Прима Систем" близка к популярному "джокеру" и не менее удобна в монтаже. Новосибирская премьера транспарентного стиля состоялась в восстановленном после пожара ЦУМе. Известно, что в подобном ключе будут решены и магазины салонного формата. Но они пока только готовятся к открытию. Продвижение транспарентного стиля в Новосибирске облегчается тем, что у "Прима Систем" уже появился местный аналог. И хотя стринг-системы вовсе не превратили в анахронизм ни трубчатые конструктивы, ни деревянную мебель, тенденция к "дематериализации" оборудования заметна и у нас.
А акцентная функция передается еще более зыбкой субстанции - свету. Свет выделяет товар, зонирует торговые залы. Системы софитов, фоновых светильников и акцентных ламп в статусных магазинах настолько сложны, технически совершенны и индивидуализированы, что стоимость их нередко превышает все вложения в торговую мебель, выставочный инвентарь и отделку помещения. Кстати, в вопросе торговой светотехники Новосибирск ушел в значительный отрыв от других зауральских городов - тут действует салон "Проффи", предлагающий торговым организациям самые разные варианты светового дизайна - от сугубо утилитарных до концептуальных, имиджевых.
Цветовая палитра конфекционных магазинов 2002 года состоит из светлых оттенков - белого, бежевого, слоновой кости, кремового, прозрачной бирюзы. Особняком стоят магазины молодежных марок - там в ходу яркие цвета в контрастных сочетаниях. Но в любом случае интерьер "на подпевке у солиста" - у товара. Молодежная версия любого товара всегда ярче по цвету и форме, потому и фон нужен более интенсивный. Сам же расклад не меняется - товар тут главный. Покупатель, впрочем, еще главнее, но сейчас-то покупатели это и сами знают.
Игорь Смольников. Торговая газета, 8 августа