Вкус...музыки
Оказывается, музыка - это не только искусство или средство развлечения, но и важная составляющая маркетинговой стратегии ресторана, клуба или магазина. По мнению специалистов, грамотно подобранный музыкальный формат способен сделать заведение уникальным и привлекательным именно для тех посетителей, на которых оно ориентируется.
О том, почему музыка в ресторане или магазине - не менее важный элемент, чем кухня или современное оборудование, наш корреспондент решил побеседовать с саксофонистом, кандидатом культурологических наук, доцентом кафедры предпринимательства и коммерческой деятельности Санкт-Петербургской академии методов и техники управления Антоном ВУЙМОЙ.
- Для создания музыкального формата заведения необходимо исследовать множество факторов. Прежде всего определить основной контингент посетителей.
Мне доводилось играть на саксофоне в одном из самых богатых питерских клубов, к которому подъезжали люди на джипах, в сопровождении охранников. Как только я начинал исполнять для них эмоциональные, романтические мелодии, меня останавливали. По их просьбам мне приходилось играть что-то более "прохладное".
- Они так боялись расчувствоваться?
- Не секрет, что бизнес, особенно в России, - штука опасная и непредсказуемая. Те, кто им все же занимается, находятся в ситуации постоянной нестабильности. Она приучила их подавлять свои эмоции, иначе можно просто сойти с ума. А сентиментальная музыка невольно их вызывает, провоцирует на какие-то нежелательные переживания. И для бизнесменов, как правило, более предпочтителен просто звуковой фон - приятный и обволакивающий...
Если же основной контингент посетителей ресторана - люди среднего достатка, и в него частенько заглядывают влюбленные парочки, чтобы поужинать при свечах, то романтическая музыка окажется более чем уместной.
Хотя нельзя не учитывать и тот факт, что многие заведения сегодня подбирают такую аппаратуру, чтобы звук был чистым, "холодным" и несколько "пресным". Музыка, созданная электронным путем, гораздо меньше воздействует на эмоции человека, поэтому даже самые жалостливые песни в этом случае воспринимаются совершенно спокойно.
- Антон Юрьевич, наверное, при выборе музыкального формата необходимо брать в расчет и возраст потенциальных посетителей?
- Безусловно.Так,электронная, синтетическая музыка больше по душе молодым людям до 25 лет. Те, кто постарше, хуже ее воспринимают, хотя и здесь
есть исключения: встречаются и семидесятилетние посетители, влюбленные в "техно".
Если кафе ориентируется но молодежь, то желательно подбирать более ритмичную музыку. Она поможет и в том случае, когда заведению нужно отсеять посетителей старшего возраста, которым жесткие и быстрые ритмы могут показаться неприятными. Кстати, раздражающая слух музыка весьма кстати окажется в бистро, где нужно, чтобы люди поскорее поели и освободили место другим.
Важно учитывать и направление заведения - например, на что оно делает основную ставку: на еду или на употребление спиртного. Известно, что есть лучше под спокойную музыку. При этом предпочтительнее, если в ней нет ярко выраженной мелодии или солиста. Дело в том, что они вырабатывают в мозгу человека доминанту, которая мешает ему сосредоточиться на потреблении пищи. В результате вместо трех блюд клиент закажет только одно: ресторану это, конечно же, невыгодно.
Одним словом, для того чтобы посетитель заказал как можно больше еды, лучше ставить фоновую музыку. Кстати, можно поэкспериментировать на себе: попробовать, как та или иная мелодия влияет на изменение аппетита.
Что касается спиртного, то установлено, что лучше всего оно."идет" под эмоциональную, сентиментальную музыку.
- Наверное, нужно учитывать и то, что отдых "не стоит на месте*. Например, если проходит банкет, то люди сначала едят, потом - пьют, потом танцуют...
- Да. И на все эти виды "деятельности" их нужно провоцировать. Спокойную фоновую музыку постепенно можно заменить яркой и чувственной, за которой, спустя некоторое время, последуют бодрые дискотеч-ные ритмы.
Надо сказать, что успех ресторана или магазина часто зависит не только от выбора репертуара, но и от размещения аппаратуры. К сожалению, часто в магазинах и ресторанах она расположена не совсем грамотно, поэтому музыка вызывает дискомфорт, даже если в зале установлены дорогие системы.
Чтобы этого не происходило, могу дать несколько советов. Прежде всего, нужно стараться, чтобы звук доходил до посетителя магазина или ресторана максимально чистым. Препятствия - скажем, в виде торговых стеллажей - могут его искажать. По этой же причине колонки лучше располагать в верхней части зала и вертикально. Главное - не направлять их непосредственно на посетителей, иначе они будут слышать лишь верхние частоты. Важно размещать аппаратуру таким образом, чтобы в каждой части зала звучание было одинаковым.
Акустика помещения зависит и от его объема, и от материала, который покрывает стены. Она лучше там, где много жестких материалов - например, стекла и бетона. Однако злоупотреблять ими опасно, поскольку может возникнуть эхо. Кстати, считается, что оптимальное время реверберации (затухания звука) колеблется в пределах 2-5 минут.
Так что, проектируя ресторан или магазин, нужно обязательно учитывать и этот фактор. Еще на стадии проекта следует обратиться к специалисту по акустике. Если учесть его рекомендации, правильно установить аппаратуру, да еще и репертуар подобрать грамотно, то музыка действительно станет мощным инструментом в конкурентной борьбе.
Беседовала Марина Толчельникова, Витрина. Торговое оборудование, март