Открываем супермаркет

Сообщение от: Alexey Putilin В: Секретные материалы На: Хит: 305

Данная статья посвящена вопросам обустройства супермаркетов.
Рассмотрены основные принципы построения и проектирования супермаркета.

В последнее время конкуренция на российском рынке розничной торговли возросла, происходит настоящая борьба буквально за каждого покупателя. В этих условиях особенно важен вопрос организации эффективной работы магазинов. Мы рассмотрим как этого можно достичь за счет грамотного оформления торговых площадей.

Итак, при открытии супермаркета встают следующие проблемы:

«Нетиповая» планировка некоторых зданий: «лабиринты» помещений, низкие потолки.

ollo.kz

В тех случаях, когда помещение нельзя расширить за счёт сноса нескольких стен, приходится делать разбивку на отделы, зрительно увеличивать объём магазина за счёт подбора светлых тонов, зеркал, кессонных конструкций и пр. Как правило, “чистая” высота потолка в магазине не превышает 2,8 м, в лучшем случае она достигает 3 м.
Однако, несмотря на трудности, желательно создавать в супермаркете единый зрительный объём. При линейной структуре организации торговых площадей покупателям легче ориентироваться в зале, а охране легче наблюдать за покупателями. Наблюдательная башенка охраны может располагаться на помосте ближе к малой стороне прямоугольника, который образует торговый зал: всех покупателей из неё, конечно, не видно, но пространство перед кассами - как на ладони. Пространство же между стеллажами и морозильными ваннами в глубине зала контролируется с помощью постов, а также видеокамер, изображение от которых выводится на мониторы в наблюдательной башне. К тому же при линейной организации торговая площадь используется наиболее рационально. Единая зрительная перспектива хороша и с точки зрения эстетического восприятия.

ollo.kz

Основной принцип расстановки оборудования в зале - подобное к подобному. Во-первых, меньше проблем с коммуникациями. Во-вторых, должен соблюдаться определённый температурный режим. Так, внутри морозильных ванн образуется “шапка холода”, которую может разрушить повышенная температура другого оборудования. В-третьих, облегчается процесс выбора товаров покупателем.


В супермаркетах с большой площадью, где много торгового оборудования с различной высотой, оборудование с одинаковыми габаритами желательно помещать рядом, чтобы не затруднять обзор магазина. Объём предполагаемых продаж определяет количество прилавков, стеллажей и другого оборудования, его выбор и расстановку. На основании покупательной способности района, в котором располагается супермаркет, определяют его пропускную способность. Важно избегать пересечения потоков покупателей в зале, чтобы не возникала толпа.

При разработке дизайна интерьера торгового зала одновременно с проектированием компоновки и оформления помещения определяются цвет и габариты оборудования, создается проект интерьера в целом. Всегда возможны перестановки, поэтому лучше заранее предусмотреть варианты изменений, например, заложить дополнительные электровыводы. Это гораздо удобнее, чем потом вскрывать полы и ломать стены для проводки коммуникаций. 

Желательно и оформление пола не делать “уникальным”. Рисунок пола может быть перекрыт оборудованием - впечатление от него будет уже не то. Среди довольно удачных вариантов расцветки пола -нейтральный фон, квадратики, расположенные в шахматном порядке, продольные полосы, однообразный крапчатый рисунок - в таких решениях заложена достаточная степень вариативности. Особо яркие расцветки пола, стен, потолка мешают восприятию - различные цвета оборудования и продуктов, указателей и неоновых ламп смотрятся лучше на общем нейтральном светлом фоне. Поэтому и в вопросе освещения зала лучше сделать акцент на выделении торгового оборудования и товаров посредством подсветки. Опыт показывает, что такое решение помогает увеличить продажи.

ollo.kz

В магазинах с торговой площадью до 500 кв.м обычно нет зональных решений по видам товаров - они просто не нужны. Зато необходимость в зональных решениях есть в крупных супермаркетах с номенклатурой товаров от 8000 наименований и более. Но в любом случае может применяться зонирование торгового зала по потолку: с помощью перепадов высоты, различной расцветки зон потолка. Обычно особо выделяется овощной отдел - с помощью объемной деревянной решётки с подсветкой и различных дизайнерских решений.

Не менее важно правильно оформить территорию, прилегающую к супермаркету. Многие владельцы магазинов экономят на озеленении, не понимая, что благоустройство территории приносит опосредованную прибыль. Однако в той или иной форме “облагораживание” прилегающей территории присутствует почти всегда (выкладка плиткой дорожек и пространства перед входом, газоны вдоль фасада, детские площадки, скамейки, деревья перед входом, парковка для машин, наружное освещение). Небольшая площадь участка создаёт определённые трудности: на благоустройство отводится полоска земли по периметру магазина шириной 2-3 метра. Но и при ограниченной площади возможны различные компромиссные варианты. Например, используя зелёные насаждения, можно оформить часть мостовой в виде стоянки. Совсем не нужна стоянка супермаркету, расположенному в глубине района. В других случаях можно найти альтернативное решение (например, парковать машины вдоль шоссе у супермаркета, расположенного у въезда в город). При благоустройстве территории особенно важны рельеф местности и близлежащая застройка. Так, для магазина, расположенного в низине, нужна дренажная система. Во всех случаях разработчики изучают геоподоснову, карту, где обозначены все коммуникации в данной местности.

Но все это, так сказать, рациональный подход к оснащению торговых помещений. Некоторые фирмы идут по пути создания “магазинов настроения”, справедливо полагая, что для определенных категорий покупателей первостепенную роль в выборе магазина играет не ассортимент предлагаемых товаров и цены на них, а внешний и внутренний вид самого магазина. Последний можно уподобить человеку. Часто первое впечатление о человеке складывается по его внешнему облику, и, конечно, больший интерес мы проявим к тому, кто красиво и аккуратно одет. Лишь потом наше представление подтверждается или опровергается деловыми или личными качествами этого человека.

Приведем пример.

Внешний и внутренний облик магазина “Laran”, который находится в комплексе “Охотный ряд”, создавался таким образом, чтобы привлечь максимальное внимание покупателей и их детей неординарностью, уютом и удобством. Фирма “Сандрей” воплотила этот замысел, создав альтернативу другим магазинам детской одежды и затратив при этом минимальные средства. Дизайн и детство - особая область для работы психологов, декораторов и строителей. Окружающий мир для детей - игра света и красок, что-то непознанное и интересное, поэтому заинтересовать детей, а тем более создать свой мир для них - задача совсем не простая. Дизайнеры превратили магазин в город с домами и площадью, в центре которого находится кассовый узел, потолок превратили в небо, а оборудование для одежды разместили на стенах “домов”. И в магазине-городе стало комфортно, и нашлось место для всех: не только для родителей и малышей, но и для подростков 15-16 лет. Для одних предусмотрены пуфики-далматины, для других - городская скамейка, утопающая в зелени. Каждая деталь оформления, даже самая мелкая, рассчитана на детское восприятие. Например, передняя стенка кассового узла представляет собой выпуклую пластину из нержавеющей стали. Если подойти к ней вплотную, то можно увидеть свое отражение, - для детей это хорошая забава.

Световое решение в магазине своеобразно: часть светильников стилизована под уличные фонари, а лампы дневного света встроены в рампу, идущую по периметру торгового зала. На стенах укреплены световые короба с номерами домов.

Естественно, возникает вопрос, как создать такой магазин, где бы дети чувствовали себя как дома или как в сказке, куда бы хотелось возвращаться вновь и вновь. “Нашей задачей было создать что-то неординарное, используя при этом не только обычные материалы, но и свои собственные разработки. Например, пол застелен покупным кафелем, имитирующим уличную каменную кладку, и ковролином, а фальш-кирпич на стенах и черепица на крышах выполнены по нашей собственной технологии”, - говорит дизайнер фирмы “Санд-рей” Андрей Слабов, которому и принадлежит идея подобного оформления магазина.

Действительно, необычность интерьера создает впечатление, что попадаешь не в магазин, а в маленький уютный городок где-нибудь в Западной Германии или Италии с тихими двориками, с домиками, где подоконники гармонично украшены цветами, а с черепичных крыш спускаются водосточные трубы. Особую радость детям доставляет шумовой эффект водостока: насос, стоящий в сливе, поднимает воду, а потом она с грохотом возвращается по трубе, что и создает шумовой эффект, приводящий в восторг маленьких покупателей. Вообще, в магазине дети ведут себя раскованно и свободно, а значит, цель достигнута: покупатель еще не развернется сюда.


P.S.: Опытные специалисты ЗТО, не один год занимающиеся проектированием магазинов и расстановкой торгового оборудования, выполнят бесплатный дизайн-проект Вашей торговой площади.

Теги: новости